Устав ждать милости от властей, россияне самостоятельно ведут борьбу с одной из вечных бед страны – разбитыми дорогами. Пенсионер Александр Титов из города Шахты Ростовской области написал письмо в местную администрацию, в котором рассказал, что с 2016 года собственноручно ремонтирует дороги. Взять на себя функции дорожных служб его заставила большая выбоина, которая появилась около его дома.

Этим летом шахтинец с помощью кусков асфальта и асфальтной крошки ликвидировал в центре города три десятка ям и выбоин. В ответном послании чиновники поблагодарили добровольца за «неравнодушие и внимание, уделённое проблемным участкам автомобильных дорог», параллельно предупредив об административной ответственности за его коммунальную активность. От идеи выписать волонтёру штраф муниципалитет в итоге отказался. Вместо этого мужчине предложили фотографировать дорожные ямы и следить за их устранением. Однако не исключено, что обойтись миром чиновники решили только после волны публикаций в СМИ в поддержку Титова. Говорят, что до этого юристы мэрии были настроены решительно. И именно они вписали строчки о возможном наказании в благодарственное, по сути, письмо за подписью градоначальника.

Как показывает практика, случаи наказания инициативных граждан в России не редкость. В 2019 году в Пермском крае оштрафовали на 5 тыс. рублей жителя деревни Пруддор, который во время весенней распутицы положил на размытую дорогу доски. Власти решили, что он «создал помехи в дорожном движении путём загрязнения дорожного покрытия и создал угрозу безопасности движения». Ранее в Челябинской области районный суд постановил взыскать 2,5 млн рублей с егеря, проложившего дорогу через болотистый участок к охотничьим домикам после просьб местных охотников. Мужчину обвинили в порче плодородных земель. И хотя впоследствии вышестоящий суд отменил это решение, но всё же егерю пришлось натерпеться.

Так что ввязываться в ремонт своими руками – дело действительно рискованное, потому граждане придумывают разные способы припозорить нерадивых чиновников и заставить их всё же починить дороги. Так, в Омске по соцсетям разошлось видео, на котором маленький мальчик пытался заделать дыру в асфальте с помощью детской лопатки. Через три дня дорогу починили городские службы. А в Таганроге закатали в асфальт лужу, которая 30 лет мучила горожан. Произошло это после того, как лужа обзавелась инстаграм-аккаунтом.

Илья Москвитин, юрист компании «Магистраль»

– Инициативный человек не есть профессионал. Такие поступки могут повлечь угрозу для жизни и здоровья людей, поскольку вряд ли гражданин соблюдал ГОСТ. Могут пострадать и техника, и люди в салоне. Поэтому с точки зрения закона и тех последствий, которые могут быть после такого ремонта, да, его могут привлечь к ответственности.

Сергей Коломиец, адвокат правового центра «Человек и Закон»

– Ответственность за самовольный ремонт дороги российским законодательством не предусмотрена. Однако гражданин, не имеющий ни специального образования, ни навыков и допусков для проведения дорожного ремонта, может быть привлечён к ответственности по статье 12.33 КоАП РФ (повреждение дорог). Законодатель считает, что непрофессиональные действия по укладке дорожного полотна создают угрозу безопасности дорожного движения.

Дмитрий Клевцов, замруководителя Федерации автовладельцев России

– По нормативам дорожные службы должны реагировать на информацию о ямах в течение 72 часов. На практике на это уходят недели и даже месяцы. Вот и приходится людям, которые не хотят гробить свои машины, самостоятельно браться за лопаты и ремонтировать улицы. Своими глазами видел на заправке трёхлитровые пластиковые банки с составом для заделывания ям. Получается, что сами платим налоги на дороги, сами же их и ремонтируем.