Последние шесть лет российский АПК работал под знамёнами импортозамещения и увеличения продовольственной безопасности. Мол, если оградить наши магазины от западных товаров, то отечественные производители нарастят мощности и смогут накормить российский народ в случае любых кризисов. И вот очередной кризис настал: мало того, что надвигается вторая волна коронавируса, так ещё и курс рубля просел. Что же будет с продуктами?

Начнём разбираться c молока. Казалось бы, отечественному продукту не грозят валютные колебания. Но не всё так просто. При просадке рубля переработчикам будет выгоднее отправлять свой продукт за границу, чем выставлять на полки российских магазинов. Тем более что в России чиновники приготовили для них новые поборы.

Хватает ли молока россиянам?

Судя по всему, нет. К примеру, средний европеец стабильно потребляет более 300 килограммов молочных продуктов в год. Россияне же в прошлом году приблизились к показателю 160 килограммов, наконец вернувшись на «докризисный» уровень 2013 года.

Кстати, до 2016 года в России медицинские нормы потребления молочных продуктов были обозначены диапазоном 320–340 килограммов в год на человека. Затем Минздрав зачем-то уточнил их на уровне 325 килограммов. Но как бы там ни было, реальное потребление до этих цифр не дотягивает.

Почему бы просто не завести больше коров?

Российское сельское хозяйство стабильно наращивает производство товарного молока (с 16 млн тонн в 2014 году до 22 млн тонн в 2019-м). При этом поголовье коров не растёт. Экономический эффект можно получить только за счёт увеличения надоев. Для этого приходится закупать лучшие мировые технологии. Импортируется почти всё – от поголовья животных до кормовых добавок и оборудования. Это означает большую зависимость от курса доллара.

У такого технологичного развития ещё один побочный эффект: за это время множество небольших фермеров и колхозов с устаревшими технологиями пустили свои стада под нож. Если в 2014 году в стране насчитывалось 32,5 тыс. производителей молока, то в 2019-м их осталось всего 29 тысяч. В итоге вместо небольших ферм появляются гигантские животноводческие комплексы. Затем монополисты поднимают цены.

Почему не восполнить недостаток импортом?

В 2014 году в ответ на европейские санкции Россия объявила продуктовое эмбарго. Таким образом, на наш рынок был закрыт доступ европейским молочным продуктам, а главным импортёром молочки стала Белоруссия. Она занимает 70–90% импорта в разных категориях товаров. Однако отсталое сельское хозяйство Белоруссии не может резко нарастить производство. Да и тот прирост поставок, который фактически зафиксирован, некоторые аналитики объясняют реэкспортом европейской продукции в белорусских упаковках.

В последние годы в Россию везут масло и сыр из Австралии, Новой Зеландии и Южной Америки. В прошлом году объём импорта молочки примерно вышел на «докризисный» уровень 2013 года. А по творогу и сыру явно его превысил. При цене доллара в районе 60 рублей сыр из Южного полушария оказывался дешевле российских аналогов. Но теперь из-за обвала рубля ситуация может измениться: австралийские продукты станут россиянам не по карману.

Зачем молочку вывозят из России?

По теме

Россияне могли бы потреблять больше молочных продуктов, но у них нет на это денег. Могут ли производители и переработчики снижать цены – вопрос непростой. Они болезненно отреагировали на повышение НДС. А тут ещё Минпромторг пытается вогнать их в новые расходы: вводится новая система обязательной маркировки молочной продукции. Чтобы не терять деньги ещё и от снижения цены, производители пытаются выходить на внешние рынки. Прежде всего речь идёт о Казахстане и Китае. Экспорт молочной продукции за пять месяцев этого года вырос к прошлому на 26%, до 335 тыс. тонн. На 35% выросли поставки сливочного масла из РФ, на 22% – питьевого молока и сливок. И чем сильнее упадёт рубль, тем мощнее будет поток экспорта.

В России же спрос на дешёвые продукты удовлетворяется с помощью суррогатов. В прошлом сезоне объём импорта пальмового масла превысил 1,1 млн тонн. Около 15% от этого объёма идёт на производство молокосодержащих продуктов.

Кто зарабатывает на молоке?

Рейтинг крупнейших производителей сырого молока выглядит так:

  • «ЭкоНива» (758 тыс. тонн). Предприятие основано в 1994 году выходцем из Германии Штефаном Дюрром. Помимо ферм по всей России компания имеет четыре собственных перерабатывающих завода.
  • Агрокомплекс имени Н.И. Ткачёва (271 тыс. тонн). Это «семейное» предприятие экс-губернатора Краснодарского края и министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачёва. С 2016 года холдинг активно скупает сельхозпредприятия в европейской России, пытается создать собственную переработку молока.
  • Агрохолдинг «Красный восток» (129,1 тыс. тонн). Компания была основана выходцем из Казани Айратом Хайруллиным. Он скупал земли на Юге России, будучи депутатом Госдумы от ЕР. В начале года погиб при крушении вертолёта. В последние месяцы холдинг распродаёт молочные фермы.
  • Холдинг «Ак Барс» (125 тыс. тонн). Создан в Казани и объединяет предприятия самых разных отраслей. Часть акций принадлежит Республике Татарстан, то есть контролируется ставленниками президента Рустама Минниханова. Руководит холдингом друг президента Татарстана Иван Егоров, по совместительству депутат республиканского Госсовета (по итогам прошлого года задекларировал доход 127 млн рублей). Основные сельхозактивы холдинга находятся в Татарстане.
  • Холдинг «Дороничи» (114 тыс. тонн). Основные бенефициары – депутаты Кировской областной думы Константин Гозман и Сергей Киселёв. Оба входят в список 100 богатейших госслужащих, составленный Forbes.

В сфере переработки первенство удерживают транснационалы – французская Danone и «Вимм-Билль-Данн», входящая в американскую PepsiCo. На третьем месте – российская ГК «Ренна», владелец бренда «Коровка из Кореновки». Группа располагает двумя перерабатывающими заводами – в Краснодарском крае и Белгородской области. Официально бенефициары не раскрываются. Но, по сообщениям прессы, актив контролирует человек по имени Андрей Лабуть. Он будто бы связан с торговым бизнесом в Москве и с поставками продуктов для комбината питания «Кремлёвский».

Детали

Внедрение системы обязательной маркировки молочной продукции продвигает Минпромторг под руководством Дениса Мантурова. Суть его в том, что на каждой упаковке появится штрихкод, по которому можно будет проследить судьбу партии молока вплоть до фермы. Молочники же указывают на то, что уже используют электронную систему ветсертификации «Меркурий». Мол, её при необходимости можно доработать, а создавать новую, дублирующую, систему будет слишком накладно. «Союзмолоко» уже оценил необходимые вложения участников рынка в 20–25 млрд рублей. Эти деньги, само собой, в итоге будут вложены в цену продукта. А освоит их оператор проекта – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Его владельцами являются USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорация «Ростех» Сергея Чемезова и управляющий партнёр Almaz Capital Александр Галицкий.