Во вторник, 25 мая, «Фонтанка» опубликовала очередной материал о рынке школьного питания Санкт-Петербурга за авторством Александра Ермакова. Журналист акцентировал внимание читателей на недавнем инциденте с руководителем Управления социального питания Алексеем Барабанщиковым. Он отметил, что инцидент произошёл вскоре после того, как УСП якобы представило финальный проект реформы социального питания городскому правительству.

Данный документ в открытом доступе не публиковался, но по версии Ермакова он включает передачу права проведения торгов на организацию школьного питания Комитету по госзакупкам и увеличение лотов со среднестатистических 40 миллионов до 140-200 миллионов рублей. В результате многие частные и городские комбинаты просто не смогут принимать участие в торгах, уверяет журналист.

ФАС опровергла «свежий» вброс «Фонтанки» ещё в 2020 году

По условиям тендеров участники должны иметь за плечами исполнение госконтракта на сумму не менее 20% от начальной цены лота, как показатель наличия опыта у предприятия. Например, если начальная цена лота, в который может входить сразу несколько контрактов, составляет 140 миллионов, то потенциальный участник должен иметь в своём активе хотя бы один исполненный контракт на 28 миллионов рублей. Однако средняя стоимость контракта на организацию питания в школах Петербурга составляет порядка 10-15 миллионов рублей. То есть специализирующиеся на школьном питании комбинаты просто не смогут принять участия в торгах по новой схеме, а значит рынок ждёт передел, заявляет Ермаков.

Доля правды в словах журналиста «Фонтанки» имеется, с лета 2020 года КГЗ действительно организовал несколько тендеров по указанной схеме. Например, в декабре было выставлено два лота контрактов со школами Приморского района, стоимость каждого из них составила более 200 миллионов рублей. Соответственно, у каждого из потенциальных участников должен был быть исполненный контракт ценой свыше 40 миллионов рублей. Вот только эти тендеры были отменены решением Федеральной антимонопольной службы, о чём сообщала сама «Фонтанка».

Как установила ФАС, средняя цена каждого отдельного контракта в этих лотах составляла в среднем 18 миллионов рублей. В соответствии с федеральным законом 135 «О защите конкуренции», заявленный КГЗ 20% порог не может быть выше этой суммы. Как следствие, ФАС признала столь сильное укрупнение лотов неоправданным и постановила их отменить и исправить нарушение.

По сути, для КГЗ это означает раздробить лоты до уровня, когда двадцатипроцентный порог не превышает среднюю стоимость каждого контракта, входящего в лот. В случае со школами Приморского района – это не более 18 миллионов рублей. Таким образом, начальная стоимость лотов, состоящих из этих контрактов, должна составить порядка 90 миллионов рублей. Отметим, что именно в Приморском районе расположены одни из крупнейших школ Петербурга, а значит в других частях города порог укрупнения лотов будет примерно таким же или ниже.

Более того, невозможность использования схемы по сверхукрупнению лотов подтвердил сам глава Комитета по госзаказу Александр Жемякин. В апрельском интервью изданию «Деловой Петербург» он отметил, что в его ведомстве в целом считают целесообразной практику укрупнения лотов, так как она помогает городу экономить средства, поскольку при торгах за крупные лоты компании охотнее идут на снижение цены. И в то же время они выгоднее самим поставщикам.

По теме

«Ведь одно дело, когда организуется несколько закупок по 1 млн рублей каждая, и другое, когда одна на 100 млн . В этом случае может быть более серьёзное снижение цены, ведь маржа поставщика совершенно другая. И вот вопрос организации таких совместных закупок требует, несомненно, доработки», – отметил Жемякин.

Однако применить на практике схему с укрупнением лотов для КГЗ крайне затруднительно, как раз по тем самым причинам, указанным в решении ФАС. По словам Жемякина, Госдуме и Министерству финансов следует пересмотреть действующее законодательство. В частности, при проведении торгов за укрупнённые лоты он предлагает брать в зачёт стоимость не одного выполненного исполнителем госконтракта, а всех. Это позволит одновременно и формировать выгодные как для заказчика, так и для исполнителя крупные лоты, и не помешает предприятиям участвовать в торгах.

«Например, поставщик мог выполнить работу по 100 контрактам на сумму 1 млн рублей каждый. Казалось бы , совокупный опыт у него на 100 млн, однако нет. Действующее законодательство позволяет зачесть только один контракт, и такой вроде бы опытный поставщик исчезает из числа участников закупки. Вместо него приходят совершенно другие, что явно ограничивает конкуренцию», – рассказал Жемякин.

Самое важное в данном прецеденте, что и решение ФАС, и предложение главы КГЗ Петербурга основано на федеральном законодательстве, а значит заявленная Ермаковым версия о реформе рынка соцпитания с укрупнением лотов до 200 и выше миллионов рублей устарела минимум на полгода – при действующем федеральном законодательстве такое укрупнение просто невозможно. Воплотить в жизнь такую реформу можно будет только в том случае, если произойдёт озвученное главой КГЗ Жемякиным изменение закона. Но в таком случае рынок останется открыт для всех действующих участников. В связи с этим заявленные Ермаковым некие «данные «Фонтанки» можно рассматривать лишь как фейк, направленный против Барабанщикова.

Крайне маловероятно, что ни журналист Александр Ермаков, ни редакция «Фонтанки» не знали о том, что описанная ими схема уже забракована ФАС ещё в прошлом году, а значит в любом случае не сможет работать.

Вперёд в 90-е

Отметим, что это далеко не первый случай который можно назвать информационной атакой на главу УСП со стороны «Фонтанки». Например, в начале года издание опубликовало материал с критикой Единого стандарта питания Петербурга, разработанного Управлением соцпитания. Вот только вся критика оказалась основана на явном жонглировании тезисами из документа. Например, у «Фонтанки» запрещённые для питания школьников продукты оказались в списке разрешённых, а разрешённые в списке запрещённых.

А последние месяцы «Фонтанка» пытается приписать Барабанщикову покровительство различным комбинатам. Практически в каждой своей статье о школьном питании она пишет о связи УСП с городским комбинатом «КСП Красносельского района», якобы в пользу именно этого предприятия продвигается реформа рынка соцпита. Вот только год назад сама же «Фонтанка» заявляла, что УСП якобы помогает частным комбинатам, ущемляя интересы городских. Смогла ли редакция «Фонтанки» определиться со своими версиями пока неизвестно.

Что интересно, очередная «информационная атака» «Фонтанки» на Барабанщикова произошла накануне упоминаемой нами в начале истории произошедшей с чиновником. СМИ сочли это совпадение не случайным, тем более, что в распоряжении «Фонтанки» неким образом сразу же оказалось видео с места инцидента. А в своей последней статье издание опубликовало даже фото заявления Барабанщикова в полицию. Каким образом эти видео и фото оказались в распоряжении «Фонтанки» не раскрывается. Однако череда таких совпадений позволяет предположить, что «Фонтанка» может действовать согласованно с организаторами нападения.

По теме

В сложившейся ситуации остаётся неясно, кто же является заказчиком как информационных, так и физических нападений на УСП. Достоверно известно, что реформа системы закупок действительно имеет место быть, как и укрупнение контрактов. Но любые рассуждения о том, что это укрупнение приведёт к отстранению от торгов большинства комбинатов беспочвенны. Тем не менее, одно реальное значительное изменение всё же произойдёт – право на проведение торгов перейдёт от районных администраций к КГЗ.

Именно это может больнее всего ударить по крупным частным комбинатам, так как на районном уровне коррупционные риски выше. Ранее ФАС раскрыла один из крупнейших картелей на рынке соцпитания Петербурга. В сговоре состояло сразу восемь предприятий, в том числе крупнейший комбинат города «Артис-Детское питание» . При этом конфиденциальную информацию о торгах картелю передавали сотрудники администрации Колпинского района.

Необычная ситуация также сложилась во Фрунзенском районе, где за последние два года находившийся на грани банкротства комбинат «ТЗБ «Петроградская» получил почти все контракты с детскими садами, а также выиграл множество аукционов в соседних районах. Феноменальный успех предприятия совпал с приходом на пост главы Фрунзенского района Константина Серова. Самое любопытное, что «ТЗБ «Петроградская» принадлежит Евгению Лобанову, судя по всему, сыну владелицы комбината «ТЗБ» Веры Лобановой. А «ТЗБ», в свою очередь, несколько лет подряд получала все контракты на соцпитание в Невском районе, который ранее возглавлял всё тот же Константин Серов. И в случае с «ТЗБ», и в случае с «ТЗБ «Петроградская», контракты с образовательными учреждениями распределялись районными администрациями.

Петербургскому соцпиту свойственно ещё одно необычное явление. У некоторых владельцев комбинатов имеются рестораны и кафе в зданиях администраций, где они получают контракты. Например, у «Фирмы Флоридан» имеется кафе в здании администрации Василеостровского района. А владелица «Серны» Наталия Сорокина одновременно владеет кафе «Империя» в администрации Выборгского района и рестораном «Империя» в здании администрации Калининского района. За аренду площадей под ресторан Сорокина, похоже, не платила более семи лет, что не вызывало у местных чиновников вопросов. Крайне интересно, что именно эти перечисленные компании «Фонтанка» называет потенциальными жертвами предстоящей реформы.

Учитывая столь тесные связи бизнеса с районными чиновниками, именно передача прав на организацию торгов от районов к общегородскому КГЗ может являться главной причиной для атак на УСП города и всех, кто занимается реформой рынка соцпитания. А исполнителем этих атак может являться «Фонтанка». Это объяснило бы, почему журналисты издания в своих статьях жонглируют фактами, и давно устаревшими конспирологическими теориями, путаясь в собственных версиях. И всё для того, чтобы сохранить рынок школьного питания Петербурга в том виде, в котором он сформировался ещё в середине 90-х годов.