Дело о банкротстве одного из предприятий Росрезерва, о котором ранее писала «Версия», получило неожиданный поворот. В ходе ликвидации АО «Резервстрой» может быть нарушено снабжение войск Росгвардии. Суд посчитал, что железнодорожные пути в подмосковном Подольске не являются недвижимым имуществом. Теперь конкурсный управляющий требует разобрать железную дорогу, ведущую к военным складам.

Сюжет: Коррупция

Совсем недавно мы писали о возможных выгодоприобретателях банкротства государственного «Резервстроя» и называли в связи с этим фамилии экс-директора Сергея Довгалюка (год назад неожиданно оказался в кресле вице-премьера иркутского правительства) и руководителя Росрезерва Дмитрия Гогина. Однако сегодня героем нашей истории становятся не они, а человек, который, вероятно, осуществляет планы тайных бенефициаров этого процесса. Напомним, предприятие было признано несостоятельным в феврале 2019 года. Депутат Госдумы РФ Анатолий Грешневиков, проанализировав факты, предположил, что имело место преднамеренное банкротство с целью завладения имуществом. Все последующие события связаны с непосредственным исполнителем – конкурсным управляющим АО «Резервстрой» Александром Шматалой.

Таланты Шматалы проявляются на огромном географическом полотне нашей страны. Он работал и работает в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Калининграде, Саратове, Кандалакше (Мурманская обл.), Владимирской области.

Зафиксируем факт, который станет весьма любопытным при анализе того, что недавно произошло в Подольске. Опыт работы нашего конкурсного управляющего распространяется на 29 компаний, причем 21 их них расположены в Петербурге и Ленобласти.

Подольские судебные чудеса

В Подольске АО «Резервстрой» имеет имущество – 12 объектов недвижимости, включая 11 зданий и сооружений и более 43 тыс. кв.м. земли. Участок (кадастровый номер 50:55:0010108:1) расположен около складов и железнодорожных путей в районе улицы Быковской:

На этом участке находятся две смежные территории, которые в лучшие времена принадлежали «Росрезерву». Одна – это собственно «Резервстрой», зарегистрированный по адресу ул. Быковская, 15. Вторая ранее принадлежала ФГКУ «Комбинат «Березка» Росрезерва». Основной вид деятельности «Березки» – складирование и хранение. На карте четко видно, что рядом находится много складских помещений:

После ликвидации «Березки» (ноябрь 2021 года) ее объекты были переданы Росгвардии.

Через территорию, принадлежащую «Резервстрою», проходят железнодорожные пути, являющиеся собственностью АО «Подольское ППЖТ» (Предприятие промышленного железнодорожного транспорта).

Недавно конкурсный управляющий Шматала решил… разобрать железную дорогу. Была проведена изящная судебная процедура. Имеющиеся у редакции документы позволяют судить о том, что в этом году «Резервстрой» в судебном порядке оспорил право собственности ППЖТ на ж/д пути, считая, что железная дорога, ведущая к складам Росгвардии, пришла в негодность и не используется.

По теме

В ходе рассмотрения гражданского дела была проведена экспертиза, признавшая, что спорный объект «является сооружением, входящим в состав железнодорожного пути,

при этом не является объектом транспортной инфраструктуры». Да, буквально так: железная дорога входит в состав ж/д путей, но это не транспортная инфраструктура. Возможно, это новое слово в силлогистике, суть которого осознать нам пока понять не дано.

Кроме этого, эксперты установили, что «рельсы и шпалы, расположенные в границах

земельного участка, являются остродефектными, которые могут изломаться или разрушиться под поездом, дальнейшее их использование исключено».

Собственно, здесь сразу три странности. Во-первых, суд почему-то отказался пригласить экспертов на разбирательство, не видя в этом необходимости. Во-вторых, экспертизу проводило АНО «Альфа-экспертиза» из Санкт-Петербурга. А теперь вспомним, что Шматала тягоеет в своей деятельности не к столице России, а именно к Питеру. И зададим вопрос: почему экспертизу проводили не московские специалисты? В-третьих, посмотрим на прошлогодний снимок, сделанный там, где начинается принадлежащий «Резервстрою» участок земли. Видны шпалы, рельсы и… стоящий на путях тепловоз:

Да, видно, что пути не новые. Может быть, они действительно уже не используются? А как же тепловоз? Ну так он, наверное, стоит как экспонат минувшей эпохи… Однако эта версия непроходная. Если присмотреться к спутниковому снимку, то на нем тепловоза нет. Значит, железнодорожная ветка все-таки используется по назначению – иначе куда исчез тепловоз?

Позднее Шматала назовет железнодорожные пути «ломом металла», к которому отнесет рельсы, шпалы и стрелочные переводы.

В итоге суд пришел к выводу, что ж/д пути не являются ни собственно ж/д путями, ни объектом недвижимости, а значит у Подольского ППЖТ не может быть права собственности на это имущество, которое вдруг как по мановению волшебной палочки приобрело другой, более нужный кому-то статус. Кстати, суд по формальным причинам отклонил ходатайство Подольского ППЖТ о привлечении к делу третьей стороны – Центрального округа войск Национальной гвардии РФ.

30 июня 10-ый Арбитражный апелляционный суд Москвы отклонил кассацию железнодорожников, и Шматала резко нажал на педаль газа. Получив судебное решение, он уже 6 июля обращается в Подольское ППЖТ с требованием в 15-дневный (!) срок произвести демонтаж ж/д путей. В противном случае Шматала грозит нанять «специализированную организацию» и повесить на железнодорожников стоимость работ. Вопрос: зачем такая срочность?

В самый разгар СВО!

К конкурсному управляющему «Резервстроя» Александру Шматале уже давно появились вопросы. Подольское имущество предприятия-банкрота, судя по всему, распродано ещё не до конца. А вот в других регионах дело уже сделано. В Новосибирске была продана нефтебаза, принадлежащая «Резервстрою» и имевшая стоимость в 96,7 млн. руб., за 14,7 миллионов, т.е. в 6,5 раз меньше. Московское имущество предприятия (здание и земельный участок) стоимостью 187 млн. руб. продали за 63,5 млн. руб. – ровно в три раза дешевле.

В марте прошлого года руководитель управления Росреестра по Московской области С.Ю. Зайцева констатировала, что в действиях конкурсного управляющего АО «Резервстрой» А.В.Шматалы усматривается наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3. ст. 14.13 КОАП РФ, т.е. неправомерные действия при банкротстве (неисполнение обязанностей, установленных законодательством). Где-то Шматала не торопился. А вот в Подольске его словно кто-то подгоняет.

Александр Шматала куда-то спешит, не замечая, что втаптывает в пыль интересы Росгвардии во время проведения спецоперации на Украине. Уничтожение железнодорожной ветки, ведущей на военные склады, способно нарушить армейскую логистику в будущем. Конечно, военные могут возить грузы на машинах, но склады находятся в черте города, и перевозки будут проходить под окнами жилых зданий, по нежному асфальту. Стоит ли разрушать то, что создавалось при Советском Союзе? В советской империи решение принимали не дураки, и если в Подольске сделали жесткую привязку складов к железной дороге, это не случайно.

Не исключено, что представители Росгвардия могли бы найти нужные аргументы, чтобы сохранить ж/д ветку, если бы их привлекли к судебному разбирательству. Но к разбирательству её не привлекли. Насколько можно понять, ведомство заинтересовано в сохранении железнодорожной ветки в Подольске, но, видимо, сейчас всё внимание военного начальства явно сосредоточено на задачах спецоперации.

Поэтому Алексангдр Шматала и имеет возможность проворачивать дела и уничтожать железную дорогу, то ли ведя свою игру, то ли выполняя волю тех, кто, возможно, стоит за его спиной. По сути дела то, что сейчас происходит в Подольске, можно назвать подрывом государственных интересов. АО «Резервстрой» целиком принадлежало государству и пользовалось государственной инфраструктурой, которая и сейчас имеет значение для безопасности страны. Однако получается, что украинским диверсантам вовсе не надо проникать на территорию промзоны в Подольске, чтобы подорвать железнодорожную ветку – пути могут быть уничтожены руками наших отечественных дельцов, опирающихся на решение суда. Неужели никто не вмешается в эту абсурдную историю и однажды Росгвардии придётся в пожарном режиме решать вопрос о транспортировке своих грузов?