Бывших бизнес-партнеров Ликсутова не бывает?
Фото: http://www.tadviser.ru

Заммэра Москвы Максиму Ликсутову в минувшем году удалось заработать в 6 раз больше, чем годом ранее. Если конкретно, то в денежном выражении доход столичного чиновника составил 216 миллионов рублей за год.

Об том сообщает УтроNews сообщает.

Хотя это достаточно спорный вопрос, откуда у чиновника, пусть и столичного, такие масштабные доходы. Например, если сравнить его декларации за 2019 и 2020 годы, то теперь у Ликсутова нет двух нежилых помещений, которые числились на нем раньше – площадью 234,5 кв.м. и 192 кв.м. Правда, пресс-секретарь чиновника Алена Еремина сообщила, что большая часть от указанных в декларации 216 миллионов – это средства от продажи апартаментов в «Сити», принадлежавших Ликсутову с 2012 года. Но загвоздка в том, что ранее в декларации этих апартаментов и не было – скорее всего, они были записаны на кого-то другого.

Возможно, апартаменты были оформлены как раз на бывшую жену Татьяну Ликсутову. К слову, критики вице-мера подозревают, что развелись супруги Ликсутовы фиктивно. И если теперь «всплыли» апартаменты, которые просто были оформлены на кого-то другого, то вполне возможно, что и прежним бизнесом Ликсутова теперь формально просто «рулят» другие люди. Возможно поэтому, бизнес, оформленный на Татьяну Ликсутову, наращивает обороты.

Реклама на веке

Как свидетельствует база данных Руспрофайл, в июле 2021 года Ликсутова купила через ООО «Априка Стайл» ООО «Балтийская мраморная компания» в Калининграде, которое специализируется на мраморе, а также на перевалке различных грузов. Для понимания, также весной Ликсутова через «Априка Стайл» стала учредителем ООО «Терминал Западный» и ООО «Новик терминал», специализирующихся на перевалке грузов. К слову, эти компании очень пригодятся, если бывшая жена Ликсутова действительно хочет совершать торговые операции с мрамором.

Интерес к Калининграду поясняется тем, что и сама Татьяна, и Максим Ликсутов – выходцы из Эстонии, для которых Балтийское море – это что-то близкое и родное. Именно в Эстонии Максим Ликсутов еще в 90-е годы начал бизнес по поставкам и перевалке угля в порту Таллина. Можно предположить, что еще тогда Ликсутову и его партнерам приходилось иметь дело и с портом Калининграда, где с недавних пор обосновалась Татьяна Ликсутова.

Максим Ликсутов всегда умел сотрудничать с нужными людьми. Можно привести и пример Рустама Аксененко, сына тогдашнего министра путей сообщения Николая Аксененко, и Искандера Махмудова – его «УК «Кузбассразрезуголь» был главным поставщиком грузов для бизнеса нынешнего заммэра Москвы. Также Ликсутов сотрудничал с таким партнером Махмудова как Андрей Бокарев, председатель совета директоров «Кузбассразрезуголь» и совладелец «Аэроэкспресса». Считается, что перед приходом в мэрию под руководством Сергея Собянина эстонский бизнесмен Ликсутов попрощался с бизнесом, но на самом деле в эту версию мало кто верит.

И тут выясняется, что Татьяна Ликсутова по бизнесу оказывается связана … как раз с Искандером Махмудовым. «Совпадение? Не думаю!», как сказал классик. Например, владельцем ООО «Балтийская мраморная компания» до Ликсутовой была Екатерина Карандасова, которая возглавляет ООО «СК Мегаполис» Соломона Габлия. Габлия ранее руководил ООО «СМУ-23 Метростроя», подконтрольное АО «Мосметрострой», связанное по бизнесу с Искандером Махмудовым.

Габлия знают и ценят в мэрии Москвы. Поэтому Ликсутов, вероятно, мог посоветовать своей бывшей жене работать с таким ценным партнером как Габлия. Опять-таки, в списке бизнес-партнеров Татьяны Ликсутовой присутствует и Сергей Глинка, с которым ее бывший муж сотрудничал по бизнесу еще в Эстонии.

При этом непонятно, зачем именитым бизнес-партнерам сотрудничество с Татьяной Ликсутовой. Ведь, по правде говоря, Ликсутова не очень успешная бизнесвумен. К примеру, ее ООО «ВП Инвест» декларирует нулевую выручку, зато убытки на 69,0 тыс. рублей, а «Тверской экспресс» хоть и демонстрирует выручку в 450 миллионов, но по факту представляет собой убыточное предприятие, которое «в минусе» на 67 миллионов. И, кстати, убыточный период в жизни компании начался сразу после прихода Ликсутовой, тут уж из песни слова не выбросишь.

Впрочем, убытки тоже имеют смысл.

В 2012 году мэрия Москвы передала Искандеру Махмудову 51 % «Мосметростроя». А в 2020 году мэрия выкупила компанию обратно, но при этом надо признать, что дела в «Мосметрострое» шли не ахти. Например, в 2019 году суммарные убытки «Мосметростроя» составили 21 миллиард рублей (!!!), в то время как выручка – 24 миллиарда. Всего за год перед тем, как мэрия Москвы выкупила «Мосметрострой», убытки выросли на 19 миллиардов рублей, что может быть признаком того, что из компании выводили деньги.

И такую схему – когда государство выкупает проблемный актив – можно реализовать, только если ее лоббируют «нужные люди». И то, что прежний бизнес-партнер Махмудова Ликсутов по стечению обстоятельств контролирует столичный транспорт наводит на интересные размышления.

Впрочем, не стоит забывать и об интересах самого Ликсутова. The Moscow Post в конце прошлого года сообщала, что с Ликсутовым связана компания «ТОР Проперти» из Эстонии, которая взяла под контроль фирму «ТГ-Рейл», управляющую гостиничным комплексом в курортной Анапе. А иностранная фирма – это возможность выводить деньги на зарубежные счета. В том числе, и бюджетные деньги.

У «ТОР Проперти» больше 10 «дочек» — в их числе и 33 % в компании «Аэроэкспресс» (Москва), специализирующейся на пригородных пассажирских перевозках по ж/д. А сам Ликсутов до прихода в мэрию Москвы занимался как раз «Аэроэкспрессом», причем на рынке до сих пор считают, что его бывшая супруга может являться скрытым бенефициаром этой компании и по сей день.

И тут знатоки напомнят, что раньше управляющей «ТГ-Рейл» была Валерия Палант. Да, та самая Валерия Палант, которая до 15 сентября 2021 года числилась генеральным директором «ВП Инвест», чьим собственником является Татьяна Ликсутова. Снова совпадение?

При этом в случае с «Аэроэкспрессом» четко просматриваются связи с бюджетными потоками. «Аэроэкспресс» выступал поставщиком по 327 государственным контрактам на общую сумму 901 миллион, а также заказчиком по 315 государственным контрактам на общую сумму 12 миллиардов рублей. Причем большая часть из этой колоссальной суммы поступила в «Аэроэкспресс» от АО «Центральная пригородная пассажирская компания», чьим куратором в мэрии Москвы является именно Максим Ликсутов!

К слову, ООО «ТГ-Рейл» тоже специализируется на перевозках по железной дороге. И если допустить, что Ликсутов действительно стоит за «ТОР Проперти», то у него получается очень обширное поле для бизнес-деятельности.

Впрочем, оно только расширяется. Так активно распространяется информация о том, что за переводом транспортной сферы Москвы «в цифру», на что выделяются колоссальные бюджеты, так же стоят фирмы, возможно, не чужие вице-мэру. Они получили подряды на проведение Wi-Fi в метро и наземном транспорте, а также на Интернет-рекламу. The Moscow Post сообщало, как, например, компания «МаксимаТелеком» в марте этого года победила в тендере на размещение рекламы в наземных сетях Wi-Fi в Москве. Причем, что характерно, только одна эта компания и участвовала в тендере.

Конечно же, нет никаких прямых документальных свидетельств, что за целым списком коммерческих фирм на самом деле стоит именно Максим Ликсутов. Однако целый ряд признаков вызывает подозрения и вопросы, а действительно ли Ликсутов ушел из бизнеса на государственную службу или это одна только видимость?