Минфин и Минэкономики поддержали идею владельцев независимых АЗС вернуть на них продажу слабого алкоголя.

Фото: sourceinfo

По информации поступившей в редакцию «Независимый Источник» так участники рынка надеются компенсировать падение основных доходов от продажи топлива. Среди их аргументов, в частности, возможность в итоге сдержать рост цен на бензин. Но эксперты сомневаются в успехе инициативы, поскольку она противоречит общей антиалкогольной кампании государства.

Быстрый рост оптовых цен на автомобильное топливо и падение маржинальности АЗС при сдерживании розничных цен заставляет владельцев заправок искать иные доходы. Как выяснил «Независимый Источник», на прошлой неделе глава Независимого топливного союза (объединяет владельцев АЗС) Павел Баженов написал письмо премьеру Дмитрию Медведеву, попросив отменить введенный с 2012 года запрет на продажу на заправках алкоголя крепостью до 16,5%. По мнению господина Баженова, запрет не привел к уменьшению числа аварий по вине пьяных водителей, но дискриминирует АЗС по сравнению с обычными магазинами.

Это не первая попытка вернуть продажу слабого алкоголя на АЗС. В январе 2017 года такой законопроект внес в Госдуму сенатор от Астраханской области Геннадий Орденов, но документ не дошел даже до первого чтения. В феврале 2017 года правовое управление администрации президента дало на законопроект в целом отрицательный отзыв, напомнив о концепции госполитики «по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией», в которой закреплен «приоритет защиты интересов жизни и здоровья граждан по отношению к интересам участников алкогольного рынка».

Но сейчас шансы на отмену запрета повышаются. Оптовые цены на бензин на прошлой неделе превысили психологическую отметку 50 тыс. руб. за тонну. Теперь перед большинством АЗС стоит выбор: либо продавать топливо в убыток, либо повышать розничные цены, рискуя потерять покупателей и навлечь гнев ФАС. «Сейчас АЗС на топливе почти не зарабатывают»,— заверил глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

По словам господина Аркуши, возврат алкоголя мог бы существенно увеличить прибыльность АЗС: «Заправка — просто магазин, такой же, как и любой другой, сейчас в условный «Ашан» все тоже ездят на машинах».

В крупных нефтекомпаниях отказались от комментариев. «Конечно, мы за, но тема довольно сложная, поэтому публично об этом не говорим»,— рассказал источник в одной из них.

Запрет на продажу алкоголя на АЗС вводился в рамках борьбы с ДТП по вине пьяных водителей, но «статистика аварийности показывает, что запрет не приводит к поставленной законодателями цели», заявили в Минэкономики. В Минфине (регулирует алкогольный рынок) также поддерживают идею отмены запрета, если условия продажи спиртного будут теми же, что и в других магазинах (лицензии, ограничение времени продажи и т. д.). «Продажа алкоголя на заправках не отличается от продажи в придорожных магазинах, на которые запрет не распространяется»,— пояснили в министерстве, добавив, что анализ международной практики не показывает связи между этим запретом и уровнем потребления алкоголя населением и аварийностью на дорогах. В Минфине заметили, что возврат алкоголя на заправки может повысить рентабельность АЗС и конкуренцию на алкорынке. В ГИБДД на запрос не ответили.

Однако замглавы общественного совета при Минтрансе Наталья Агре считает идею возврата спиртного на АЗС странной, учитывая декларируемую госполитику по борьбе с употреблением алкоголя за рулем. Она также подвергла сомнению утверждения, что запрет не оказал влияния на статистику аварийности, учитывая также рост автопарка в РФ. По данным госпожи Агре, в 2017 году число аварий с нетрезвыми водителями снизилось на 3,4%, до 16,3 тыс., число погибших в них — на 4,2%, до 4,65 тыс. человек.