Роскомнадзор по решению суда, вынесенному по иску брокерской фирмы «Пик-Брокер», ограничил доступ к страницам, содержащим отзывы о компании с критикой её как работодателя. Под ограничения попал и достаточно популярный сайт Antijob. Мы решили провести небольшой анализ этой ситуации.

Некоторые СМИ написали о блокировке сайта Antijob, публикующего отзывы бывших сотрудников и соискателей должностей о работодателях. Проект Antijob существует около 17 лет. Портал «7х7» в своей публикации рассказывал о нем, как о «черном списке работодателей» и «социальной сети трудовой взаимопомощи». Координатор Antijob Виктор Горбачев, комментируя информацию с сайта, отмечал, что «чаще всего «кидают» в сетевом маркетинге, сфере обслуживания и строительстве»: «Основные нарушения, о которых пишут люди – это то, что многих не устраивают официально, например, практика так называемых «зарплат в конвертах». Поэтому работодатель считает, что может делать все, что угодно – задерживать, увольнять, эксплуатировать, ведь в таком случае трудовая инспекция и суды не смогут реально помочь работнику. Наш ресурс – практически единственный способ «наказать» работодателя, а зачастую и получить от него компенсацию».

Стратегии агрессивного рынка

Что же за компания «Пик-Брокер», и связана ли она с крупнейшим застройщиком – Группой компаний «ПИК»?

80% ООО «Пик-Брокер», основанного в январе 2019 года и имеющего Уставный капитал 10 000 рублей, принадлежит ООО «Пик-Инновации», единственным учредителем которого, в свою очередь, является ООО «Пик-Корпорация». Стопроцентный собственник ООО «Пик-Корпорация» – ПАО «ПИК СЗ». ПАО «ПИК Специализированный застройщик» – это и есть, собственно, Группа компаний «ПИК», как следует из информации о результатах деятельности группы, размещенной на ее официальном сайте. Генеральный директор и крупнейший акционер (с долей 59,33%) ГК «ПИК» – Сергей Гордеев, имеющий репутацию жесткого управленца. То есть, «Пик-Брокер» через цепочку фирм, но все же является дочерним предприятием ПИКа.

Было бы логично предположить, что руководитель компании (группы компаний) формирует стратегию её деятельности в соответствии со своим жизненным опытом и складом характера. Сергей Гордеев как бизнесмен имел опыт управления инвестиционной (отчасти строительной) компанией на остроконкурентном рынке и до «ПИКа». Речь идет о действовавшем иногда на грани фола и активно завоевывавшем промышленные площадки под строительство элитного жилья ЗАО «ИК Росбилдинг». Умение обходить, а зачастую и поглощать конкурентов Гордеев подтвердил и в роли управляющего ПИКом. Специалисты, оценивающие стиль руководства Сергея Гордеева зачастую говорят об его агрессивности.

По теме

Брокер VS риэлтор

Следует ли удивляться, если дочерняя структура ведет себя также достаточно агрессивно? Не достигнув еще трехлетнего возраста, ООО «Пик-Брокер» успел спровоцировать конфликт на рынке профессионалов недвижимости, ловко противопоставив брокеров и риэлторов. Гильдия риелторов Москвы (ГРМ) посчитала, что рекламный слоган «Сохраните исчезающий вид – заплатите риэлтору огромную комиссию», придуманный ООО «Пик-Брокер», «дискредитирует профессиональных участников рынка и наносит вред репутации риелторов».

Нужно отметить, что в российском восприятии профессий брокера и риэлтора, они практически идентичны. Российская гильдия риэлторов (РГР), проводя аттестацию профессионалов рынка недвижимости, выдает сертификаты двух образцов: агента и брокера. Брокер, помимо подтверждения агентских знаний, предполагает умение руководить риэлторским бизнесом, в этом и разница. Брокерские знания, по мнению РГР, требуют подтверждения. Но даже стажер, приступая к работе в компании «Пик-Брокер», становится брокером автоматически, благодаря названию.

О других примерах использования ООО «Пик-Брокер» агрессивной рекламы можно почитать на сайте otzovik.ru, где своими впечатлениями делятся уже клиенты компании. На 6 отзывов с оценкой в 5 баллов, 2 отзыва с оценкой 4 балла и 1 отзыв с оценкой 3 балла, приходится 36 отзывов с оценкой 1: «ужасно». Недовольство в основном высказывается в связи с несоответствием реального опыта обращений ожиданиям клиентов.

А хвалить можно?

С Решением по иску ООО «Пик-Брокер» о блокировке в интернете страниц, содержащих сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию заявителя, можно ознакомиться на официальном сайте Арбитражного суда города Москвы. Там собраны воедино заблокированные отзывы, а также обоснование судом принятия решения о блокировке. Когда читаешь текст документа, понимаешь, что, действительно, будь всё перечисленное правдой, компанию следовало бы внести в черный список работодателей.

Решение суда о блокировке и нераспространении информации принято, поэтому мы не станем ничего пересказывать. Защищать отзывы в суде их авторы, с большой долей вероятности, не будут. Интернет дает возможность высказаться, выразить свое мнение, выплеснуть эмоции, и всё это вместо официального обращения в суд. Многие этой возможностью пользуются.

Как известно, человек публично выражает недовольство гораздо охотнее, чем удовлетворение. Уже поэтому очевидно, что конфликта избежать было невозможно. Кроме того, открытую площадку для высказывания мнений часто используют, с одной стороны, недобросовестные конкуренты; с другой стороны – маркетинговые отделы компаний, пытающиеся взрастить рейтинги своих фирм.

Интересно, что если негативный опыт бывшие сотрудники научатся подавать в хвалебном тоне? Заблокируют ли похвалу? Например: «Умная стратегия руководства компании в отношении стажеров позволила предприятию сэкономить тысячи рублей на выплате заработной платы: десятки достаточно хорошо подготовленных людей, прошедших предварительные этапы собеседования, работают, стараясь проявить свои лучшие качества. Не каждый штатный сотрудник, получающий зарплату, проявляет такой энтузиазм. Из стажеров же оплату за труд получат единицы. Таковы договоренности. Каждому своё: соискателям – испытания, компании – экономия, руководителям – премия».

Пользователям всемирной паутины следует уже поднатореть в переваривании контента. Большей убедительностью обладает информация с подтверждениями: фотографиями, копиями документов, аудио- и видеозаписями. Большое значение имеет репутация сайта, разместившего информацию. Как правило, она нарабатывается годами. Но итоговая оценка остается на совести пользователя. Поэтому стоит помнить, что недостоверной информации в интернете, так же, как и правдивой, предостаточно.