Калининградский морской торговый порт (КМТП) является крупнейшим объектом инфраструктуры и мог бы способствовать процветанию региона. Но КМТП далеко до уровня порта Роттердама из-за топ-менеджмента, который постоянно заявляет о своей убыточности. Как пишут СМИ, создается впечатление, что руководство порта занято не развитием стратегически важного объекта инфраструктуры, а, по сути, созданием всевозможных «схем» для собственного обогащения.

Если роттердамский порт славится высочайшим уровнем сервиса, то в КМТП взаимоотношения порта с клиентами, если посмотреть на многочисленные арбитражные иски компаний-заказчиков, строятся на совершенно других принципах. При этом потери несут как сам порт, так и пользующиеся его услугами компании. Ярким примером служит тяжба КМТП и ООО «КалининградЦемент».

Дело обстояло примерно так: руководство порта, возглавляемое председателем совета директоров КМТП Андреем Колесником, отказалось предоставлять терминал для разгрузки цемента и пыталось навязать «КалининградЦементу» более высокие цены за пользование терминалом. Выражаясь простым языком, «КалининградЦемент» поставили перед выбором – либо платить дороже, либо порт закроет доступ к терминалу. Похоже на банальный шантаж в стиле 90-х годов. Но все это происходит в настоящее время.

Следует пояснить, что терминал был предоставлен «КалининградЦементу» в аренду сроком на 49 лет на основании договора аренды от 19 марта 2012. Компания выстраивала долговременную стратегию своего бизнеса. Но председателю совета директоров КМТП Андрею Колеснику, видимо, показалось, что за пользование терминалом можно получать больше денег, вопреки заключенным договорам. Поэтому его предприятие попыталось, по сути, «отжать» терминал у «КалининградЦемента», отказав в физическом доступе к нему работникам компании. Что называется, «Шантаж-менеджмент» во всей своей красе.

Терминал расположен вблизи причала № 14, который принадлежит ФГУП «Росморпорт» и сдан в аренду КМТП на основании договора от 1 апреля 2010 года. Вдоль причала № 14 до терминала «КалининградЦемента» проложен подземный трубопровод. Суда с грузом цемента на борту швартуются у причала № 14 и с помощью специального оборудования под высоким давлением по трубопроводу осуществляют перегрузку груза с судна в терминал. В суде представители «КалиниградЦемента» доказали, что другим способом осуществить перегрузку груза с судна в терминал технологически невозможно.

Еще в 2013 году «КалининградЦемент» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом заключили соглашение об установлении частного сервитута на территории порта. Согласно этому документу, «КалининградЦементу» предоставлялось право прохода и проезда через участки порта к собственному терминалу. Вот этот самый проход руководство порта в лице его фактического начальника Колесника и перекрыло! В точности, как в Средние века разбойники перекрывали пути караванам купцов с товаром. Платите за проход ту цену, которую скажем или грузите цемент бочками!

Примерно так выглядели «переговоры» руководства порта с ООО «КалининградЦемент». Однако по решению Калининградского арбитражного суда была взыскана не только упущенная выгода «КалининградЦемента» за январь-апрель 2016 года в размере 40 017 240 руб.

Руководство порта всячески тянуло перечислять установленную судом сумму возмещения убытков. Тогда компания обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами. И решением Арбитражного суда от 11 июля 2018 года было установлено взыскать с ООО «Калининградский морской торговый порт» в пользу ООО «КалининградЦемент» проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 690 116,22руб. и еще дополнительно государственную пошлину.

Попытки Андрея Колесника обжаловать решения суда оказались безрезультатными, хотя его юристы и потратили на это три года! Только в этом году Арбитражный суд Северо-Западного округа утвердил решения двух предыдущих инстанций.

Подобный «шантаж-менеджмент» нанес убытки в особо крупном размере порту, компании, которая пользовалась его услугами на законных основаниях и экономике региона. Ведь когда «обрубают» отлаженные технологические цепочки поставок товаров, то последствия передаются вплоть до конечных потребителей, в данном случае, цемента. Искусственно создается дефицит цемента на строительном рынке, вырастает цена. Мультипликативный эффект от действий топ-менеджеров порта в стиле рэкетиров 90-х годов кратно выше, чем сумма убытков, возмещенная «КалининградЦементу».

А ведь Андрей Колесник является кандидатом в депутаты Госдумы от «Единой России» от калининградского регионального отделения. Губернатор Антон Алиханов лично представлял его в этом качестве. Как такое возможно? В каком мире живут калининградские единороссы?

«В региональной отделении партии делают вид, что не замечают реакции общественности на происходящее в области, — считает политолог, эксперт ЦИК «Рейтинг» Сергей Фесенко. — Лидеры регионального списка должны прибавлять «очки» партии, а не загонять ее в позицию аутсайдера. Электоральная стратегия «Единой России» в Калининградской области вызывает недоумение и множество вопросов», — полагает эксперт.

По мнению политолога, в регионе «медведей» может ожидать провал на предстоящих выборах из-за шлейфа скандалов, тянущихся за лидерами регионального списка партии.

«В большинстве регионов партия власти активно проводит политику обновления кадров, появляются новые лица, люди с незапятнанной репутацией, — комментирует ситуацию эксперт. — Однако Калининградская область стоит особняком. Недавний скандал с подозреваемым в педофилии исполнительным секретарем калининградского регионального отделения «Единой России» Максимом Суворовым похоже, ничему не научил калининградских единороссов».

По мнению политолога, вызывает удивление «страусиная позиция» самого молодого губернатора страны Антона Алиханова в связи с резонансными скандалами в рядах регионального отделения.

«Опасность состоит не только в том, что партия может получить низкий процент голосов на сентябрьских выборах, — считает политолог. — Калининградская область находится в эпицентре геополитического противостояния России и Запада. Не вызывает сомнения, что западные «стратеги» попытаются подорвать легитимность выборов в нашей стране, в связи с чем ситуация в регионе вызывает серьезные опасения. Экономическая стагнация и сложной положение на международной арене не позволяют расслабляться, требуют жестких управленческих решений», — говорит политолог.

Пока морской торговый порт управляется такими «дельцами», до уровня роттердамского порта КМТП даже в мечтах не дорасти. Между тем выгодное расположение Калининграда создает идеальные условия для создания хаба в самом центре Европы, который может и должен приносить большие доходы региону и стране. Как ни пафосно это звучит, но мы отвоевали эту территорию в самой кровопролитной войне в истории не для того, чтобы какие-то дельцы тормозили развитие области ради пополнения своих офшорных «кошельков»…

Москва-Калининград-Москва.

По материалам СМИ