Агентство Интерфакс-АВН сообщило, что в структуре «Ростеха» будет создана компания для сервисного обслуживания поставленной на экспорт авиатехники. По информации издания, эта компания объединит весь комплекс сервисных услуг, предоставляемых производителями самолётов, вертолётов, авионики и тому подобное. В общем, объединить хотят всё, что имеет хоть какое-то отношение к авиатехнике.

Это сладкое слово «рэкет»

Сообщается, что в настоящее время послепродажным обслуживанием авиатехники занимаются управляющие компании предприятий производителей – это Объединённая авиационная корпорация (ОАК), «Вертолёты России», Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК), Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Все эти компании входят в государственную корпорацию «Ростех».

На первый взгляд – это обычное рядовое событие, касающееся исключительно внутренней организационной структуры «Ростеха» и нет смысла так торжественно его преподносить. Мало ли что, там в этом «Ростехе» происходит? В конце концов, вся эта, на наш взгляд, бестолковая, многохолдинговая конструкция управляется руководством «Ростеха». К различным «чудачествам» этой структуры обыватели уже привыкли, и мало кто уже обращает внимание на инициативы Сергея Чемезова, вспоминая о них разве что в привязке к какому-нибудь очередному скандалу, типа недавней поставке в Америку печально известных аппаратов ИВЛ. Об этом «Версия» совсем недавно рассказала в материале «Американский гамбит генерала Чемезова».

Но оказывается, что не всё так просто! Дело в том, что не всех поставщиков комплектации всеядному Сергею Викторовичу удалось «принудить к сожительству». Можно назвать такие довольно успешные компании, как АО «ММЗ Вперёд» (рулевые винты вертолётов, воздушные винты для лёгких самолётов), АО «Красный Октябрь» (главные редукторы и элементы трансмиссии для вертолётов, коробки самолётных агрегатов и другую авиационную продукцию), АО «Навигатор» (современная авионика для самолётов и вертолётов) и другие предприятия, не только сохраняющие свою самостоятельность, но и весьма благополучно работающие.

Опрошенные нами специалисты говорят, что подобные конструкции могут быть необходимы «Ростеху», чтобы «присосаться» к чужим доходам, запустив экспорт продукции самостоятельных предприятий, через собственные «кормушки». И подтверждением этому является документ, который имеется в редакции.

Именем президента!

Как удалось выяснить, вместо внутреннего документа компании «Ростех», триумвират, в составе вице-премьера Юрия Борисова, торгово-промышленного министра Дениса Мантурова и самого Сергея Чемезова, подписывает письмо на имя Владимира Путина. В этом письме они просят главу государства согласиться на оформление соответствующих нормативно-правовых актов о наделении АО «Национальная авиационно-сервисная компания» статусом государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества по послепродажному обслуживанию продукции военного назначения.

Злые языки поговаривают, что за всем этим стоит очень неоднозначный персонаж, партнёр Сергей Чемезова Николай Колесов.

По теме

Скандальную известность гендиректор КРЭТ приобрёл давно, но в последнее время он стал особенно знаменит, как продавец «знаменитых» аппаратов ИВЛ.

По мнению отраслевых экспертов, вся эта затея с обращением на имя президента была предпринята именно потому, чтобы придать новой структуре псевдо-государственный статус, который, видимо, поможет Сергею Чемезову успешно «доить» независимых производителей. Ведь дела у чемезовских холдингов идут из рук вон плохо: к примеру, ростовский деловой портал «Город N» сообщает, что продажи у, входящего в вертолётный холдинг, ПАО «Росвертол» упали в 20 раз. А чистая прибыль – в 320 раз! И примерно такая же картина на многих предприятиях «Ростеха». Видимо, именно поэтому Сергей Чемезов при поддержке «сообщников» решил заняться таким популярным в 90-е ремеслом.

Подходящий момент

Для своей новой «схемы» Сергей Викторович выбрал очень подходящий момент. Посудите сами, в самый разгар коронавирусной неразберихи, вышеуказанная троица направляет главе государства совершенно, на наш взгляд, сомнительный документ, который, судя по публикациям в прессе, им удалось подписать.

Скорее всего, президент даже не вникал в суть вопроса – именно поэтому Сергей Чемезов не стал подписывать письмо самостоятельно, а привлёк к нему Юрия Борисова и Дениса Мантурова – так сказать, подконтрольную ему «тяжёлую артиллерию».

Но если обратиться к самому письму, то даже из его текста следует, что вопрос касается исключительно структур, входящих в «Ростех»: ОАК, «Вертолётов России», ОДК и КРЭТ. Морочить голову президенту в столь сложный для страны период было явно незачем, поскольку все вышеперечисленные структуры и так находятся под полным контролем Сергея Викторовича. Следовательно, высказанное экспертами «Версии» предположение, что таким образом Сергей Чемезов мог решить подмять под себя экспортные финансовые потоки независимых производителей, а Денис Мантуров с Юрием Борисовым ему в этом помогают, не лишено смысла.

Письмо Сергея Чемезова, Дениса Мантурова и Юрия Борисова на имя Владимира Путина о наделении АО «Национальная авиационно-сервисная компания» статусом государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества по послепродажному обслуживанию продукции военного назначения

Письмо Сергея Чемезова, Дениса Мантурова и Юрия Борисова на имя Владимира Путина о наделении АО «Национальная авиационно-сервисная компания» статусом государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества по послепродажному обслуживанию продукции военного назначения

Зачем подставлять президента?

Если исходить из соблюдения законности, то для подобного решения одних пожеланий, компании «решившей сообразить на троих», явно недостаточно. Учитывая важность и неоднозначность вопроса по созданию очередной чемезовской монополии, необходимо было бы проработать этот вопрос с юристами (тут наличествуют вопросы Гражданского кодекса РФ, так как имеются российские производители не входящие в «Ростех») и, по понятным причинам, получить заключение Федеральной антимонопольной службы. Но, на наш взгляд, письмо написано таким образом, чтобы как раз и обойти эти законные государственные инстанции.

Если посмотреть на письмо с другого ракурса, то выходит, что подписанты констатируют следующий факт – перечисленные в письме структуры, входящие в «Ростех», по нашему мнению, провалили всю работу по поддержанию лётной годности российской авиационной техники, и именно поэтому у гендиректора «Ростеха» родилась очередная «гениальная» идея создать очередную монополию.

Сможет ли вновь созданная монополия решить задачи, которые годами не решали перечисленные Чемезовым структуры – вопрос открытый. По мнению опрошенных нами экспертов – нет. Но зато, являясь дочкой «Ростеха», АО «Национальная авиационно-сервисная компания», несомненно, будет включена в список предприятий, попадающих под западные санкции. Тут, как говорится, к бабке не ходи. В результате, подписанты этого сомнительного обращения создают очередную затратную структуру (ведь в неё наберут достаточное количество столоначальников), которая с точки зрения внешнего рынка будет совершенно бесполезной.

Вопрос возникает – зачем втягивать в эту авантюру главу государства? Неужели не понятно, что в настоящее время президент занят более ответственной работой!