Агентство Интерфакс-АВН сообщило, что в структуре «Ростеха» будет создана компания для сервисного обслуживания поставленной на экспорт авиатехники. По информации издания, эта компания объединит весь комплекс сервисных услуг, предоставляемых производителями самолётов, вертолётов, авионики и тому подобное. В общем, объединить хотят всё, что имеет хоть какое-то отношение к авиатехнике.
Это сладкое слово «рэкет»
Сообщается, что в настоящее время послепродажным обслуживанием авиатехники занимаются управляющие компании предприятий производителей – это Объединённая авиационная корпорация (ОАК), «Вертолёты России», Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК), Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Все эти компании входят в государственную корпорацию «Ростех».
На первый взгляд – это обычное рядовое событие, касающееся исключительно внутренней организационной структуры «Ростеха» и нет смысла так торжественно его преподносить. Мало ли что, там в этом «Ростехе» происходит? В конце концов, вся эта, на наш взгляд, бестолковая, многохолдинговая конструкция управляется руководством «Ростеха». К различным «чудачествам» этой структуры обыватели уже привыкли, и мало кто уже обращает внимание на инициативы Сергея Чемезова, вспоминая о них разве что в привязке к какому-нибудь очередному скандалу, типа недавней поставке в Америку печально известных аппаратов ИВЛ. Об этом «Версия» совсем недавно рассказала в материале «Американский гамбит генерала Чемезова».
Но оказывается, что не всё так просто! Дело в том, что не всех поставщиков комплектации всеядному Сергею Викторовичу удалось «принудить к сожительству». Можно назвать такие довольно успешные компании, как АО «ММЗ Вперёд» (рулевые винты вертолётов, воздушные винты для лёгких самолётов), АО «Красный Октябрь» (главные редукторы и элементы трансмиссии для вертолётов, коробки самолётных агрегатов и другую авиационную продукцию), АО «Навигатор» (современная авионика для самолётов и вертолётов) и другие предприятия, не только сохраняющие свою самостоятельность, но и весьма благополучно работающие.
Опрошенные нами специалисты говорят, что подобные конструкции могут быть необходимы «Ростеху», чтобы «присосаться» к чужим доходам, запустив экспорт продукции самостоятельных предприятий, через собственные «кормушки». И подтверждением этому является документ, который имеется в редакции.
Именем президента!
Как удалось выяснить, вместо внутреннего документа компании «Ростех», триумвират, в составе вице-премьера Юрия Борисова, торгово-промышленного министра Дениса Мантурова и самого Сергея Чемезова, подписывает письмо на имя Владимира Путина. В этом письме они просят главу государства согласиться на оформление соответствующих нормативно-правовых актов о наделении АО «Национальная авиационно-сервисная компания» статусом государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества по послепродажному обслуживанию продукции военного назначения.
Злые языки поговаривают, что за всем этим стоит очень неоднозначный персонаж, партнёр Сергей Чемезова Николай Колесов.
Известная блогер и фотомодель Оксана Самойлова и ее супруг, рэпер Денис Устименко-Вайнштейн, выступающий под псевдонимом Джиган, не явились в зал суда, где должен был проходить их бракоразводный процесс.
Скандальную известность гендиректор КРЭТ приобрёл давно, но в последнее время он стал особенно знаменит, как продавец «знаменитых» аппаратов ИВЛ.
По мнению отраслевых экспертов, вся эта затея с обращением на имя президента была предпринята именно потому, чтобы придать новой структуре псевдо-государственный статус, который, видимо, поможет Сергею Чемезову успешно «доить» независимых производителей. Ведь дела у чемезовских холдингов идут из рук вон плохо: к примеру, ростовский деловой портал «Город N» сообщает, что продажи у, входящего в вертолётный холдинг, ПАО «Росвертол» упали в 20 раз. А чистая прибыль – в 320 раз! И примерно такая же картина на многих предприятиях «Ростеха». Видимо, именно поэтому Сергей Чемезов при поддержке «сообщников» решил заняться таким популярным в 90-е ремеслом.
Подходящий момент
Для своей новой «схемы» Сергей Викторович выбрал очень подходящий момент. Посудите сами, в самый разгар коронавирусной неразберихи, вышеуказанная троица направляет главе государства совершенно, на наш взгляд, сомнительный документ, который, судя по публикациям в прессе, им удалось подписать.
Скорее всего, президент даже не вникал в суть вопроса – именно поэтому Сергей Чемезов не стал подписывать письмо самостоятельно, а привлёк к нему Юрия Борисова и Дениса Мантурова – так сказать, подконтрольную ему «тяжёлую артиллерию».
Но если обратиться к самому письму, то даже из его текста следует, что вопрос касается исключительно структур, входящих в «Ростех»: ОАК, «Вертолётов России», ОДК и КРЭТ. Морочить голову президенту в столь сложный для страны период было явно незачем, поскольку все вышеперечисленные структуры и так находятся под полным контролем Сергея Викторовича. Следовательно, высказанное экспертами «Версии» предположение, что таким образом Сергей Чемезов мог решить подмять под себя экспортные финансовые потоки независимых производителей, а Денис Мантуров с Юрием Борисовым ему в этом помогают, не лишено смысла.
Зачем подставлять президента?
Если исходить из соблюдения законности, то для подобного решения одних пожеланий, компании «решившей сообразить на троих», явно недостаточно. Учитывая важность и неоднозначность вопроса по созданию очередной чемезовской монополии, необходимо было бы проработать этот вопрос с юристами (тут наличествуют вопросы Гражданского кодекса РФ, так как имеются российские производители не входящие в «Ростех») и, по понятным причинам, получить заключение Федеральной антимонопольной службы. Но, на наш взгляд, письмо написано таким образом, чтобы как раз и обойти эти законные государственные инстанции.
Если посмотреть на письмо с другого ракурса, то выходит, что подписанты констатируют следующий факт – перечисленные в письме структуры, входящие в «Ростех», по нашему мнению, провалили всю работу по поддержанию лётной годности российской авиационной техники, и именно поэтому у гендиректора «Ростеха» родилась очередная «гениальная» идея создать очередную монополию.
Сможет ли вновь созданная монополия решить задачи, которые годами не решали перечисленные Чемезовым структуры – вопрос открытый. По мнению опрошенных нами экспертов – нет. Но зато, являясь дочкой «Ростеха», АО «Национальная авиационно-сервисная компания», несомненно, будет включена в список предприятий, попадающих под западные санкции. Тут, как говорится, к бабке не ходи. В результате, подписанты этого сомнительного обращения создают очередную затратную структуру (ведь в неё наберут достаточное количество столоначальников), которая с точки зрения внешнего рынка будет совершенно бесполезной.
Вопрос возникает – зачем втягивать в эту авантюру главу государства? Неужели не понятно, что в настоящее время президент занят более ответственной работой!