Свыше двух десятков студентов-контрактников МГУ им. М.В. Ломоносова потребовали пересчёта размера оплаты за образование в связи с переходом на дистанционное обучение, так как по договору оно должно осуществляться в очной форме. Несмотря на всю очевидность их позиции, Минобрнауки и ректоры вузов с требованием студентов не соглашаются. Почему – ясно: не хочется терять деньги. Вся эта ситуация наглядно показывает проблему: сегодня главная цель вузов – не дать образование, а заработать.

В МГУ и Минобрнауки ситуацию не комментируют, что неудивительно: ответить студентам нечего. К тому же если пойти на уступки, то следом то же самое придётся сделать всем вузам страны. Кстати, ещё в сентябре инициативная группа учащихся составила петицию в адрес президента Путина, премьера Мишустина и ректора МГУ Садовничего с требованием снизить плату за обучение из-за пандемии. Однако в вузе уже заявили, что оставят стоимость обучения на уровне прошлого года. А Минобрнауки отметило, что применение дистанционного обучения не подразумевает изменение стоимости образовательных услуг. Такую же позицию занимают и ректоры многих вузов.

«Стоимость программы определяет её трудоёмкость. В программе есть так называемые академические единицы, и мы выполняем всё в полном объёме. Разговор идёт только о форме реализации образовательной программы», – заявлял ректор КФУ Ильшат Гафуров.

Однако куда прозрачнее ситуацию объяснил проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин: «В случае снижения стоимости обучения университеты не смогут самостоятельно компенсировать выпадающие доходы. Это решение может повлечь за собой очень неоднозначные последствия как для сотрудников каждого университета в отдельности, так и для всей системы высшего образования». Переводя на доступный язык: мы получили от вас деньги и обратно их не отдадим.

Остались без практики

Но посмотрим, во что превращается образование при переходе с очного обучения на удалённое. Для студентов гуманитарных вузов ситуация меняется не так сильно из-за того, что они находятся с преподавателем не в одной аудитории. Послушал лекцию, почитал дополнительные материалы, выучил всё, что нужно, написал проверочную… Хотя, по мнению и студентов и преподавателей, информация все равно гораздо лучше усваивается при живом общении и зрительном контакте.

А вот что делать тем, кто учится на технических факультетах и в медицинских вузах? Даже министр науки и высшего образования Валерий Фальков признал, что обучение физике или химии, а также ряду других естественно-научных дисциплин имеет свою специфику. «Многие из них в онлайн не переведёшь», – сообщил он. «Технари» выполняют в год в среднем от 12 до 48 различных лабораторных работ. Их цель – чтобы человек реально потихоньку приучался что-то делать руками и понимал, какую клемму и куда нужно крепить, какую кнопочку надо нажимать, своими глазами постигал волшебство физики и химии.

Ещё сложнее будущим врачам: им без практики никак. Банально даже макет внутренностей тела человека на дому иметь довольно сложно. Не говоря уже о той практике, когда молодые люди впервые видят труп или роды. И тогда возникает вопрос: за что же отдавали деньги родители, заплатившие немалую сумму за обучение своего чада? Студент, который учится на бюджете, понимает, что должен рассчитывать на себя, а не на государство в сложную минуту. Однако если вуз взял деньги за услугу, он обязан оказать её в полном объёме.

По теме

Кстати, посмотрим на стоимость обучения в самых известных технических вузах. Так, в НИЯУ МИФИ за год обучения по специальности «лазерная техника и лазерные технологии» надо заплатить 129 тыс. рублей. Одна из самых высоких цен – на специальности «атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» – 148 300 рублей в год. И это ещё не предел. В МГТУ им. Баумана за знания по направлению «лазерная техника и лазерные технологии» надо заплатить 302 533 рубля. Год обучения проектированию авиационных и ракетных двигателей обойдётся в 350 тысяч. А теперь спросим: какой работодатель примет выпускника, который учился по таким сложным специальностям заочно?

Кстати, цены на магистратуру примерно в полтора раза выше, что логично: там ещё больше практических курсов и индивидуальной работы со студентом, да и сами курсы сложнее.

Против заочного обучения по ценам очного протестуют и студенты, и их родители (фото: Александр Казаков/Коммерсантъ)

Против заочного обучения по ценам очного протестуют и студенты, и их родители (фото: Александр Казаков/Коммерсантъ)

Будки по продаже дипломов

Впрочем, и до введения удалённого режима качество образования в очень многих вузах оставляло желать лучшего. Недаром некоторые вузы прозвали «будками по продаже дипломов». Особенно такая проблема свойственна региональным вузам – в столицах и крупных городах за ними присматривать куда проще, а вот до российской глубинки инспекторам дотянуться гораздо труднее.

Хотя, по сути, вузы уже давно стали превращаться в конторы по зарабатыванию денег. Количество бюджетных мест в них тает на глазах. Согласно прогнозу, представленному прошлым летом правительством РФ, число бюджетных мест в вузах России к 2024 году сократится на 17% по сравнению с 2019-м, а абитуриентов станет больше на 15%. То есть число мест для обучения вырастет, но, чтобы попасть туда, нужно будет заплатить.

Разумеется, абсолютно логично, что приносящий деньги за обучение студент более выгоден для вуза. За рубежом к этой мысли пришли давным-давно: там платное образование – норма. Российское же образование ещё не определилось, готово оно отдавать себя платно или по желанию сердца. Тем не менее тенденция налицо: вузам намного интереснее студенты-платники. Ведь во многом благодаря им сотрудники институтов и университетов могут кататься как сыр в масле.

Нет-нет, речь идёт не о преподавателях. Они, как правило, довольствуются жалкими ставками, которые не идут ни в какое сравнение с заработками управленцев. Да, зарплата руководителя учебного заведения не может более чем в 5 раз превышать среднюю заработную плату рядового преподавателя. Однако всегда можно найти выход в виде дополнительных выплат. И важно, что окончательную сумму зарплаты ректор определяет себе сам. Так что есть где разгуляться.

Средний доход российских ректоров за 2019 год составил 6,8 млн рублей. Это означает, что средняя зарплата составляет примерно 560 тыс. рублей в месяц. Но это именно что «средняя температура». Зарплата ректора МГУ Виктора Садовничего в 2019 году превысила миллион рублей в месяц. Ректор МФТИ Николай Кудрявцев ведёт себя скромнее и назначил себе 694 тыс. рублей в месяц.

Казалось бы, при подобных зарплатах жить можно безбедно. Однако в СМИ регулярно появляются сообщения о задержании руководителей вузов. Так, бывшего ректора Санкт-Петербургского аграрного университета Виктора Ефимова подозревали в хищении 90 млн рублей, которые были выделены университету Министерством образования и науки России в 2011 году на развитие инновационных программ образовательного учреждения. Ещё 30–40 лет назад среда высшего образования была чем-то вроде касты, где думать о деньгах считалось неприлично. Случались, безусловно, ситуации, когда преподаватели брали деньги за поступление или сдачу зачётов, но это были исключения, которые подтверждали общее правило. Однако теперь вузы перестроились, начав капитализировать образование.

И остановить этот процесс, кажется, невозможно.

Сергей Попруженко, профессор кафедры теоретической ядерной физики НИЯУ МИФИ

– Конечно, переход на дистанционное обучение повлияет на качество образования в худшую сторону. Недостаток дистанционных лекций в том, что затруднена обратная связь, исчезает такой важных элемент, как обсуждение. А вот для семинарских занятий и лабораторных работ переход на удалёнку действительно критичен. Во время семинара преподаватель должен наблюдать, как студент решает задачу, где он ошибается, какие моменты вызывают затруднения. Тогда он может сразу поправить, помочь, объяснить. Особенно крупные потери качества образования предстоят первым и вторым курсам – недавним школьникам приходится перестраиваться на новые виды работы, с которыми они не были знакомы в школе.