Автоконцерны, у которых в 2018 году истекают льготные соглашения о промсборке, на фоне отсутствия ясности с новым инвестрежимом в автопроме вынуждены уже сейчас на индивидуальных условиях договариваться с Минпромторгом о льготах.
Как выяснил «Независимый Источник», Hyundai объявила о строительстве в Петербурге завода по производству двигателей. Но источники уверены, что за счет одного этого проекта компания доступ к господдержке не получит, скорее всего, власти потребуют дополнительных инвестиций.
Корейская Hyundai в 2021 году планирует построить завод двигателей мощностью 150 тыс. штук в Петербурге, следует из презентации компании, представленной вчера на Российском автомобильном форуме. В ней указано, что в проекте примут участие и «российские поставщики компонентов двигателей». Объем инвестиций не раскрывается. Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин вчера также заявил, что правительство города планирует подписать специнвестконтракт (СПИК) с Hyundai по выпуску «бензиновых, дизельных и гибридных двигателей» до конца года. По словам чиновника, у Hyundai зарезервирован участок в Петербурге площадью около 200 га.
У Hyundai есть завод мощностью 200 тыс. машин в Петербурге, где выпускаются Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio. Концерн ведет крупноузловую сборку Genesis и Hyundai на «Автоторе». Доля рынка Hyundai Group в 2017 году — 10%, продажи выросли на 9%, до 158,9 тыс. машин. В 2018 году компания планирует нарастить продажи на 10%, до 175 тыс. машин.
Как стало известно, Hyundai спешит заключить СПИК, поскольку через полгода у концерна заканчивается соглашение о промсборке. Но, Минпромторг не готов подписывать СПИК с компанией и, соответственно, допускать ее до госсубсидий только на условиях строительства завода двигателей и настаивает на постройке завода трансмиссий. В феврале управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев заявлял, что концерн рассматривает участок в Петербурге и как площадку для выпуска трансмиссий. Есть сомнение, что Hyundai сможет заключить СПИК только на условиях строительства завода двигателей. «Они не могут сделать меньше, чем владельцы соглашений второй промсборки (например, Ford и VW Group, которые уже построили заводы двигателей в РФ), и получить при этом аналогичный объем господдержки»
В 2018 году у автоконцернов начинают истекать соглашения о промсборке, которые позволяли по сниженным пошлинам ввозить автокомпоненты для сборки в РФ. В 2018 году, по данным «Независимого Источника», истекает соглашение и у PSA Peugeot-Citroen. Компания также спешит заключить льготное соглашение: в начале марта она заявила, что планирует принять решение по созданию производства двигателей «в любом случае в 2018 году в течение плюс-минус шести месяцев». Торопится заключить СПИК и BMW — «концерн хочет успеть до новых правил», на более удобных и индивидуальных условиях, как Daimler. При этом компания боится уступить долю рынка бренду-конкуренту, который уже заручился господдержкой. Вчера Ford Sollers сообщил, что рассматривает возможность организации сборки коробок передач. Остальные концерны пока воздерживаются от заявлений и ждут большей конкретики относительно нового инвестрежима (Минэкономики разрабатывает свой вариант). Почти все инвесторы выступали против подписаний СПИКов на индивидуальных условиях с Минпромторгом. До выборов никаких решений правительства в отрасли не ждут.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» рассуждает, что завод двигателей для Hyundai, если он будет ориентирован на модельный ряд петербургского завода, легко переварит объемы и простаивать не будет. Но вопрос с трансмиссиями более сложный, уверен он, для экономической целесообразности их производства нужны большие объемы. При этом не у всех производителей есть собственные компетенции, не исключено, что Hyundai работает с внешними поставщиками трансмиссий, а их не заинтересуют объемы в 100 тыс. единиц под одного производителя — речь может идти об объемах от 500 тыс. единиц, оценивает эксперт. А у PSA для строительства завода двигателей нет объемов, считает он, «и не факт, что они будут». Рынок вряд ли вырастет вдвое за пару лет, а для резкого роста доли рынка PSA серьезных предпосылок аналитик не видит.